"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Спасти «Космонавта Пацаева»

29.07.2015
Илья СТУЛОВ, Калининград

В Калининграде не утихают страсти вокруг научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев». Единственный оставшийся в строю представитель некогда многочисленной космической флотилии может быть пущен на металлолом. Против этого выступают космонавты и военные моряки. Светлана Пацаева, дочь легендарного космонавта, чье имя носит корабль, даже направила письмо президенту страны, а на днях начала собирать в Калининграде подписи под коллективной петицией в защиту уникального судна. В истории разбирался собкор «Культуры».

О далеких походах на судне «Космонавт Виктор Пацаев» инженер космической связи Владимир Пашутин готов рассказывать бесконечно. Каждая из 14 экспедиций — новая глава в истории отечественной науки. Ведь для работы в безвоздушном пространстве покорителям неба нужна была постоянная устойчивая связь с Землей. Один только Центр управления полетами (ЦУП), расположенный в подмосковном Королеве, такого контакта не обеспечивал. Несколько минут — и вследствие вращения Земли космический корабль выходил из зоны связи. Кто-то должен был перехватывать эстафету. Это и обеспечивала рассредоточенная по всему мировому океану специальная флотилия — ее называли космической или звездной.

— Всякое бывало — натовцы на таран шли, другие провокации устраивали, нештатные ситуации со связью возникали, — вспоминает Пашутин. — Мы ходили под флагом Академии наук. Как-то работали в территориальных водах Мексики, зашли в порт Веракрус, чтобы пополнить запасы воды и топлива. Спецслужбы «заклятых друзей» сообщили тамошнему правительству, что под нашим днищем скрывается миниатюрная подводная лодка. Поднялся скандал. На самом деле никакой лодки не было. Руководство СССР дало «добро» на посещение судна иностранными корреспондентами. Те всё честно написали. Когда уходили — Веракрус провожал нас овациями.

Рассказ ветерана космической отрасли пропитан ностальгией. И обидой. Не за себя — за державу. Ту самую, которой больше нет. Ведь сразу же после развала Советского Союза звездную флотилию постигла незавидная участь. Суда поспешно «распилили на иголки». Всего их было 17. Три корабля продали в Индию по цене металлолома. Флагман флотилии «Космонавт Юрий Гагарин» после распада СССР достался Украине. В 1996 году он также на металлолом ушел в Австрию — по 170 долларов за тонну. Подобная участь была уготована и нашему «Виктору Пацаеву», однако у руководства Роскосмоса даже в те лихие годы не поднялась рука наложить резолюцию о списании: судно находилось в высокой степени готовности и обеспечивало связь с космическими летательными аппаратами.

— Раньше мы были впереди планеты всей по балету и ракетам, но в лихолетье 90?х лишились не только могущественной Родины — в одночасье позабыли нашу историю, — сетует Пашутин.

До сих пор судно исправно выполняет свои функции, стоя на приколе в Калининграде. Помимо космической вахты, оно несет и вахту культурную, научную, просветительскую. Сотрудники Музея Мирового океана, на чьей пристани пришвартован корабль, организовали там интереснейшую экспозицию. Чтобы знали, чтили и помнили. Однако в августе нынешнего года идиллия может рухнуть. В Калининграде к этому времени планируется завершить строительство наземного пункта, который будет осуществлять связь с космосом. А корабль будет списан. Со всеми вытекающими последствиями.

Предвидя это, еще несколько лет назад ветераны космической отрасли обратились к руководству страны с предложением сохранить гордость отечественной науки для потомков — превратить судно в музей на воде.

В инстанциях к обращению, под которым подписались Алексей Леонов, Владимир Джанибеков, Виктор Горбатко и многие другие члены отряда космонавтов, отнеслись с вниманием. Еще в декабре 2013 года в рамках заседания Морской коллегии при правительстве РФ под председательством Дмитрия Рогозина специальным пунктом протокола было зафиксировано: «… провести работу по приданию статуса объекта культурного наследия НИС «Космонавт Виктор Пацаев». Однако ни это, ни повторное обращение реальных плодов не принесло.

Сейчас корабль находится на балансе ОАО «НПО измерительной техники» — это головное предприятие по обеспечению ракетно-космической техники телеметрическим оборудованием и датчиками. Увы, там подтвердили печальные ожидания.

— Судно на данный момент продолжает работать, — сообщила начальник отдела этого предприятия Татьяна Комарова. — Однако к концу года будет выведено в резерв. Мне дано указание провести его оценку для продажи.

То, о чем не сказала наша собеседница, является секретом Полишинеля. Оценка последнего из «космических могикан» будет проводится по весовым параметрам, то есть по стоимости металлолома.

В Музее Мирового океана не хотят мириться с незавидной участью судна.

— Виктор Пацаев — наш земляк, это еще один довод в пользу того, что судно, названное его именем, необходимо сохранить, — сказала «Культуре» директор музея Светлана Сивкова. — Понятно, что мы в одиночку не потянем содержание корабля. Но если передать его на баланс какому-либо предприятию Роскосмоса, мы могли бы и далее размещать там интересные экспозиции, предоставляя судну причал.

Неравнодушные калининградцы всерьез решили биться за своего земляка. В интернете даже появился специальный сайт, посвященный спасению «Космонавта Виктора Пацаева». Еще в феврале этого года с просьбой принять участие в судьбе легендарного судна к президенту страны обратилась дочь космонавта Светлана Пацаева: «Как сотруднику МГУ имени Ломоносова мне видится плодотворная возможность использования корабля в научно-образовательных программах. Мы с коллегами готовы проводить на борту судна студенческие школы и международные конференции». Свою просьбу она повторила совсем недавно, когда угроза потери корабля стала более чем реальной.

Главная проблема, конечно, финансовая: найдутся деньги содержать «пенсионера Пацаева» — он останется на плаву. Не найдутся — тоже останется, но только в памяти и на старых фотографиях. По словам Владимира Пашутина, цена вопроса — 16–19 млн. рублей в год.

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика