"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

НИС "Космонавт Виктор Пацаев": лёд тронулся?

Руководство НПО ИТ ищет пути сохранения уникального научного судна

"Калининградская правда", г. Королёв, №75, 3.07.2014

В Калининграде, на реке Прегеле, стоит научно-исследовательское судно (НИС) "Космонавт Виктор Пацаев". Основная его задача — приём телеметрической информации с российского сегмента (РС) МКС, её передача по наземному каналу связи в Центр управления полётами, а также обеспечение голосовой связи космонавтов с Землёй.

С началом полётов в космос появилась необходимость в плавучих измерительных комплексах (ПИК). Они обеспечивали управление полётами космических аппаратов (КА), связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения космических объектов, помогали Советскому Союзу раздвинуть зону радиовидимости далеко за пределы своей территории.

Такая флотилия в СССР была создана, называлась она Служба космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР), и её суда успешно выполняла свои функции вплоть до середины 1990-х годов. Затем появились спутники связи, было принято решение о расформировании флотилии, содержание которой обходилось очень дорого, и уникальные суда были проданы на металлолом. Впоследствии из-за недостаточного финансирования группировка спутников связи также прекратила своё существование.

На данный момент из одиннадцати судов флотилии СКИ ОМЭР АН СССР сохранилось единственное — НИС "Космонавт Виктор Пацаев". С 2001 года оно ошвартовано на набережной Исторического флота Музея мирового океана в Калининграде и выполняет функции наземного измерительного пункта (НИП) в самой западной точке России. 23 апреля того же года на его борту была открыта выставочная экспозиция "Космическая одиссея". Это единственное в мире судно, которое совмещает реальную работу в интересах Федерального космического агентства (Роскосмос) с функциями музейного экспоната, оно пользуется большой популярностью у посетителей музея. Принадлежит НИС "Космонавт Виктор Пацаев" ОАО "НПО измерительной техники".

Казалось бы, всё складывается как нельзя лучше, как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Если бы не одно "но". В настоящее время в Калининградской области строится Балтийский командно-измерительный пункт (БКИП), с введением которого в эксплуатацию отпадает необходимость в услугах НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Кроме того, классификационное свидетельство с отметкой "Судно в отстое" имеет срок действия до 23 августа 2015 года, после чего необходимо провести комплекс мероприятий по освидетельствованию судна для его дальнейшей эксплуатации.

Было бы логично закрепить соответствующим постановлением статус судна как музейного экспоната, благо что и перегонять "старика" (в 2013 году ему исполнилось 45 лет со дня спуска на воду — весьма солидный возраст для морского судна, бороздившего океанские просторы вплоть до 1994 года!) никуда не надо, он и так находится на музейной территории! Но тут вступают в силу законы собственности и ведомственных разграничений.

НИС "Космонавт Виктор Пацаев" является, по существу, частной собственностью, так как принадлежит акционерному обществу — ОАО "НПО измерительной техники", работает в интересах Роскосмоса и частично финансируется из государственного бюджета (субсидия на содержание объекта космической инфраструктуры). После введения в строй БКИП и прекращения работы по обеспечению сеансов управления РС МКС у Роскосмоса оснований для финансирования НИС "Космонавт Виктор Пацаев" не будет, в связи с отсутствием соответствующих статей расходов. А Министерству культуры судно не принадлежит и, следовательно, им оно также финансироваться не может.

В то же время с каждым днём приближается тот самый день — 23 августа 2015 года, и возникает вопрос: что же будет происходить далее с раритетным судном, какое будет принято решение о его дальнейшем использовании? С этим вопросом мы обратились к Владимиру Артемьеву, генеральному директору - главному конструктору ОАО "НПО измерительной техники".

— Владимир Юрьевич, какая судьба ожидает ветерана морского космического флота, приняты уже какие-либо решения о том, в каком качестве будет осуществляться его дальнейшее применение?

— Да, НИС "Космонавт Виктор Пацаев" — это наша любовь, и в то же время наша головная боль. Терять его очень не хочется, нельзя допустить, чтобы судно повторило судьбу своих собратьев по флотилии СКИ ОМЭР АН СССР и было разрезано на металлолом. Во всём мире такие раритетные суда принято сохранять как памятники истории. Для этого необходимы государственные программа и поддержка.

В конце прошлого года под председательством вице-премьера Правительства России Дмитрия Рогозина состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, на котором было принято решение провести работу по приданию статуса объекта культурного наследия НИС "Космонавт Виктор Пацаев", дано поручение Роскосмосу осуществить необходимые меры по его сохранению в качестве музейного судна.

В этом году в составе делегации Роскосмоса мы были в Калининграде, в Музее мирового океана, у причала которого ошвартовано судно, обсуждали различные предложения, как его сохранить. Ведь на данный момент вариант с переводом его в музейный статус — не единственный из возможных, судно вполне ещё может быть использовано по своему прямому назначению в качестве ПИКа в море для слежения за полётами КА.

Но в любом случае для продолжения его работы как в качестве музейного судна, а тем более в штатном режиме ПИКа, необходимо провести его доковый ремонт, так как срок действия классификационного свидетельство Российского морского Регистра судоходства заканчивается 23 августа 2015 года. По истечении этого срока надо провести комплекс мероприятий по освидетельствованию судна для дальнейшей его эксплуатации.

Сейчас, стоя у причала в Калининграде, измерительный комплекс судна работает только в интересах РС МКС, осуществляя приём и передачу телеметрической информации и поддерживая сеансы голосовой связи с экипажем. Если провести регламентные работы и вывести НИС в море в качестве полноценного ПИКа, то аппаратура также может быть использована для контроля пусков ракет, полётов КА. Мы предлагали использовать его в интересах космодрома Восточный, но пока не нашли поддержки, есть мнение делать новое судно. В этом случае это будет совсем другой порядок цен.

С этим вопросом мы обращались к руководству Роскосмоса — и к А.Н.Перминову, и к В.А.Поповкину, теперь будем обращаться к О.Н.Остапенко. Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации вынесла принципиальное решение о необходимости сохранения судна, теперь надо определиться, что с ним делать. Планируем выйти в Роскосмос с предложением обсудить вопрос дальнейшего использования судна и принять конкретное решение: либо ремонт и применение по целевому назначению, либо ремонт и передача Министерству культуры и использование в качестве памятника. Возможны и какие-то совместные решения.

Что совершенно очевидно, нельзя допустить самого негативного сценария развития событий — куда-то продать ветерана и, как говорят моряки, "порезать на иголки", то есть пустить на металлолом. До этого, конечно, дело не дойдёт. Его предшественник—НИС "Космонавт Георгий Добровольский" — в своё время был отремонтирован, своим ходом дошёл до индийского порта Аланг, где и был разрезан. Этого допустить нельзя.

Проблема, по существу, заключается в изыскании средств на финансирование работ по ремонту ветерана морского космического флота. Судно было построено по проекту лесовоза ледового класса, для навигации в условиях арктических морей Крайнего Севера, поэтому имеет очень прочный износостойкий корпус. Тем не менее 46 лет эксплуатации дают о себе знать, необходимо провести доковый ремонт и другие профилактические мероприятия по поддержанию судна в функциональном состоянии, которые стоят немалых денег. В одиночку предприятию с такой задачей не справиться.

Беседовал Владимир ЛОМАКИН

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика