"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Если вы смотрели художественный фильм «Укрощение огня» о первых шагах советской космонавтики, то возможно, обратили внимание на эпизод: на Байконуре идёт подготовка к старту ракеты в космос, в кадре – океан и большие красивые корабли с множеством антенн, а на пункт управления поступают доклады: «корабли измерительного комплекса в Тихом океане 30-минутную готовность приняли», «корабли измерительного комплекса в Атлантическом океане 30-минутную готовность приняли»…

Что это за корабли? Зачем они?

И почему нужно спасать «Космонавт Виктор Пацаев»?


Владимир Прощенко
30.10.2018

Если вы смотрели художественный фильм «Укрощение огня» о первых шагах советской космонавтики, то возможно, обратили внимание на эпизод: на Байконуре идёт подготовка к старту ракеты в космос, в кадре – океан и большие красивые корабли с множеством антенн, а на пункт управления поступают доклады: «корабли измерительного комплекса в Тихом океане 30-минутную готовность приняли», «корабли измерительного комплекса в Атлантическом океане 30-минутную готовность приняли»…

Что это за корабли? Зачем они?

И почему нужно спасать «Космонавт Виктор Пацаев»?

Рождение флота космической службы

В конце 50-х годов прошлого века Советский Союз начал интенсивно осваивать околоземное космическое пространство. Ракеты Сергея Павловича Королёва уже вывели на орбиту вокруг Земли первый искусственный спутник, а затем – собаку Лайку. На Луну был доставлен вымпел с изображением герба СССР. На очереди встали запуски автоматических межпланетных станций и, наконец – полёт человека… И тогда выявилась проблема: наиболее ответственные участки траектории космических аппаратов – участок разгона при выводе межпланетных станций и участок торможения космических кораблей при возвращении на Землю не видны измерительным пунктам, расположенным на территории СССР. А значит, во время разгона или торможения космического аппарата наиболее важная для учёных, конструкторов и испытателей информация о его работе недоступна.

Говорят, решение предложил сам Королёв: оснастить телеметрической и связной аппаратурой корабли и вывести их в Океан, в те районы, где необходимая информация может быть получена.

Так родился флот космической службы, существование которого немало способствовало успехам нашей страны в космосе.

За всё время своего существования он насчитывал в общей сложности 25 кораблей. Часть из них, выходя в Океан, работала только по космическим программам СССР. Другая его часть, находясь под флагом ВМФ, участвовала в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет и, в дополнение – работала «по космосу».

Последние

Теперь этих кораблей осталось двое: недавно модернизированный и готовый нести службу в составе Тихоокеанского флота корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов» и стоящее уже много лет в Калининграде, на реке Преголя, у причала Музея мирового океана научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев».

«Пацаев» пережил тяжёлые 90–е и начало 2000–х, когда десять из одиннадцати существовавших к тому времени судов Службы космических исследований Академии наук СССР остались без работы и своим ходом уходили на слом. Ему повезло, что в 1999–м к нему проявил интерес калининградский Музей Мирового океана, а администрация Калининграда безвозмездно предоставила причал. В 2001–м, в дни 40–летия полёта Юрия Гагарина, после ремонта на судостроительном заводе «Янтарь» «Пацаев» встал к причалу Музея.  Тут началась его новая жизнь.

Музей развернул на его борту свои выставки, посвящённые освоению Космоса, а владелец судна – предприятие Роскосмоса НПО Измерительной техники (г. Королёв) – в 2003 году стал использовать его по прямому назначению, как самый западный измерительный пункт на территории России, для связи и приёма телеметрии с борта российского сегмента МКС.

Угроза

Угроза существованию судна возникла к 2014 году. По соседству, в Калининградской области начал создаваться Балтийский командно–измерительный пункт, который должен был взять на себя задачи, выполнявшиеся радиотехническим комплексом «Пацаева». С его вводом в действие использование судна по прямому назначению и, соответственно, его финансирование должно было прекратиться, а само судно – стать для владельца непрофильным активом. Это означало одно: владелец – акционерное общество, не имеет права содержать судно и должно будет избавиться от него любым способом. Например, продать на слом.

Допустить уничтожение судна ветераны флота космической службы не могли, так как именно Океану, флоту были отданы, наверное, лучшие годы нашей жизни.

Для нас «Пацаев» – это памятник отечественной космонавтики и специального судостроения, это памятник тысячам учёных, судостроителей и моряков, создававших флот космической службы и работавших на его судах на благо своей страны.

Поэтому в начале 2014 г. ветераны приступили к защите корабля.

Ветераны на защите корабля

В течение 2014–16 годов ветераны неоднократно обращались с письмами в защиту «Пацаева» в Правительство и к Президенту России, в Минстерства обороны и культуры, к командующему Воздушно-космическими силами, в Роскосмос, в Союз музеев России к М.Б.Пиотровскому, в Правительство и Законодательное собрание Санкт-Петербурга, в СМИ и интернет–ресурсы, даже в Газпром. В ответ получали, в большинстве, отписки.

Тем не менее, угроза немедленной продажи на слом была нами предотвращена.

Мы создали инициативную группу, куда вошли руководители ветеранских организаций и Светлана Викторовна Пацаева, дочь героя-космонавта. В задачи этой группы входило коллективное принятие решений, необходимых для спасения судна.

Не обладая большими возможностями, мы сумели поднять общественное мнение. В 2015 и 2016 гг. в Москве, в Мемориальном музее космонавтики состоялись общественные слушания по поводу «Пацаева». Тысячи откликов получило обращение Светланы Викторовны к Президенту России, опубликованное в сети. В конце 2015 г. по инициативе ветеранов, на средства, собранные ими самими и многими неравнодушными к судьбе судна людьми, состоялась государственная историко–культурная экспертиза по результатам которой летом 2016 г. «Космонавт Виктор Пацаев» был внесён в Государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения и получил защиту Закона.

Кризис

Следующей проблемой стало решение вопроса – кому владеть судном, когда оно прекратит работы по МКС? Кто готов понести расходы на его ремонт и содержание, кто способен обеспечить его существование, как памятника и музея?

Мы с напряжением следили за происходящим, готовые вмешаться. В ходе переписки мы убедились в незаинтересованности Роскосмоса и Минкультуры взять заботу о судне на себя. Мы стали свидетелями иска владельца судна к Минкультуры с требованием отменить приказ о признании «Пацаева» объектом культурного наследия.

Тем временем в сентябре 2017 г. использование НИС «Космонавт Виктор Пацаев» по прямому назначению прекратилось и в конце года назрел критический момент, когда вот-вот могла состояться передача судна из Роскосмоса малоизвестной общественной организации, не имеющей ни средств, ни надёжной репутации, ни внятных планов. Угроза судну возросла многократно.

В этот момент нам оказали поддержку сразу многие, к кому мы обратились за помощью: калининградский ОНФ и калининградское издание «Новый караван», депутат Госдумы С.С.Говорухин, депутат Госдумы и руководитель московского ОНФ В.И.Лысаков, член «Клуба адмиралов» вице-адмирал В.Ф.Дорогин. И, наконец, командующий Западным военным округом, а ныне – заместитель Министра обороны Российской федерации генерал-полковник А.В.Картаполов, цели которого совпадали с нашими – патриотическое воспитание молодёжи.

Откликнувшись на наше обращение, А.В.Картаполов побывал в Калининграде, ознакомился с судном и выразил готовность принять судно в состав создаваемого в Кронштадте военно-патриотического парка «Патриот». С его решением согласились и Министр обороны, и руководство Роскосмоса.

Теперь это решение начало постепенно реализовываться и задача ветеранов – наблюдать за ходом его реализации чтобы при необходимости, если что-то пойдёт не так, вмешаться. 

Мечта

Ветераны считают, что на борту «Пацаева» может и должен быть создан Музей флота космической службы. Это – наша мечта.

В деле создания музея мы рассчитываем на поддержку прежнего и нового владельцев судна, а также Музея Мирового океана. Военные могут создать условия для организации музея. Роскосмос наверняка способен предоставить интересные экспонаты. А Музей мирового океана, уже имеющий выставки на борту судна, обладающий обширной коллекцией экспонатов и, главное, богатым опытом, в сотрудничестве с новым владельцем сумеет сделать так, что «Космонавт Виктор Пацаев» станет полноценным музеем, уникальным по своему содержанию и привлекательности.

Со своей стороны, и мы, ветераны, вносим свой вклад. Мы уже передали на хранение в Музей Мирового океана множество экспонатов, в том числе – из коллекции заслуженного ветерана флота космической службы Олега Максимовича Павленко, а также обширное собрание книг из его личной библиотеки.

Мы предлагаем свою помощь в деле организации музея, в подготовке маршрутов осмотра судовых помещений и лабораторий, в обучении экскурсоводов.

Мы верим, что в нашем народе живы такие чувства, как уважение к труду отцов и дедов, уважение к истории Отечества, способность понимать прошлое и строить будущее.

Поэтому верим, что наша мечта сбудется.

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика