Здесь размещена система "Вега-М" - система управления главной телеметрической антенной СМ-244.
Её задача – точно вести антенну за космическим аппаратом, с момента его появления над горизонтом до момента его ухода из видимости. К началу сеанса связи судно должно было находиться в заранее рассчитанной точке океана и держать заданные курс и скорость. В систему загружались азимут и угол места на момент появления объекта над горизонтом, а также параметры движения антенны для сопровождения объекта по небосводу (т.н. «целеуказания»). При появлении объекта над горизонтом, приёмники улавливали его сигнал и запускалась программа наведения антенны.
Раньше целеуказания подготавливались на перфоленте в ВЦ, на ЭВМ «Минск-32». С 2003 по 2017 г. их подготавливал ЦУП, а ввод данных осуществлялся с персонального компьютера.
Фото: С.Захаренков и В.Прощенко
Антенна СМ-244
Эффективная площадь антенны составляет не менее 20 м2 в метровом и 25 м2 в дециметровом диапазонах волн. Ширина суммарной диаграммы составляет 2,5°-3° в дециметровом и 7,5°-12° в метровом диапазоне.
Система управления трёхосевым моторизованным приводом обеспечивает уверенное удержание антенны в направлении на космический аппарат при волнении на море до 6 баллов. Когда в условиях качки антенна отклоняется от направления на космический аппарат, приёмные устройства обнаруживают разность фаз (Δφ) сигнала, принятого разными «лепестками» каждой из пар, и на моторы привода антенны выдаётся необходимая поправка.
Дополнительно, установленный на судне комплекс гироскопов «Надир-1929» (лаб. 9) выдаёт поправки на наведение не только антенны СМ-244, но и антенны спутниковой связи «Жемчуг-МК».
Антенны, аналогичные СМ-244, установлены на большинстве наземных измерительных пунктов России, на корабле измерительного комплекса «Маршал Крылов» и на корабле управления «Sea Launch Commander» («Морской Старт»)
Евгений Дрозденко:
"Ромашка" в корабельном варианте называется СМ-244, внешне от наземного варанта отличается большой подзеркальной кабиной, наличием зубчатого сектора движения по НОЦ [наклон оси цапф], хотя снизу его и не заметишь, нужно наверх забираться. Есть подвижная кабина, где находятся двигатели постоянного тока по углу места и НОЦ, двигатели заштыривания по УМ [угол места]. В пилоне для движения по АЗ [азимут] двигателя два. По всем трем координатам используются одинаковые двигатели мощностью 40 кВт.