"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Фото: С.Захаренков, В.Прощенко, "masterok" (ЖЖ) и кадр из фильма "Новые корабли космического флота", ЦКБ "Балтсудопроеккт", 1979


Александр Байдуков (КГД):

Вначале на судне стоял комплекс "Штырь-2М" (25 лаб, рядом с ходовым мостиком). Он надежно функционировал в первые рейсы. Антенна этой СРНС [спутниковой радионавигационной системы] размещалась на фок мачте. ... Сеансы обсерваций (определения координат по навигационным спутникам) были дискретными, 2-3 за сутки. Аппаратуру включал заранее, часа за два до сеанса. Работа СРНС избавляла штурманов от немного "занудных" обсерваций по Солнцу, когда находились далеко от берегов (а это почти всегда). Называется это "качать Солнышко". Комплекс начал морально устаревать.

В 1985 году, перед выходом в 8-й рейс, получили новый комплекс "АДК-3М", переводится как аппаратура доплеровская корабельная. Второе название этой СРНС - "Шлюз". Устанавливал и запускал комплекс уже по выходу в море я сам. Основная стойка стояла не в лаб 25, а прямо на мостике, рядом со штурманским столом. Антенна - над мостиком, на выносной площадке. (В.Прощенко: АДК-3М стоит у переборки, за спиной штурмана. Антенна - "ёжик" на верхнем мостике. См. фото)  Эта СРНС работала уже непрерывно, круглосуточно. Я её выключал только иногда при заходах в порты. Возросла точность местоопределений (СКП около 100 метров) и стала меньше их дискретность (в среднем 10-12 обсерваций в сутки). По тому времени эта аппаратура была очень современной, (у нас, кстати, был один из самых первых выпущенных комплексов, буквально в первой пятерке заводских номеров) и не очень, по ТТХ, уступала образцам фирм "Магнавокс" (США) и японской "Фуруно". Штурмана были довольны. При этом "Штырь" оставался, но включали его уже редко и даже не всегда открывали лаб 25 (там оставался ЗИП, некоторые мелочи, а для "Шлюза" лаб 25 не нужна была

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика