"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Борис Федоровцев

В дополнение к предыдущей публикации.

Немного очухался после поездки в Калиниград и теперь немного поделюсь впечатлениями.

Это были два дня плотной работы. Нас было: я, мой хороший товарищ Борис Федоровцев (14 рейсов на "Добровольском" и "Беляеве", см. фото) и Светлана Пацаева.

6-го с утра собрались на борту "Пацаева" вместе ок. 20 человек - экскурсоводов и др. сотрудников Музея Мирового океана. Нужно было рассказать им о флоте космической службы, о том, зачем и как он начинался, в каких знаковых событиях он участвовал. О том, как люди жили и работали в рейсах по 6-9-11 месяцев. Рассказал о том, как ветераны с 2014 года боролись за спасение НИС "Космонавт Виктор Пацаев" от распила на иголки. О том, что мы хотим, чтобы на судне был открыт полноценный и уникальный Музей флота космической службы, а не просто 100500-й музей космонавтики.

В 12:00 состоялся короткий митинг перед школьниками, посвящённый годовщине старта "Союза-11".
После перерыва посмотрели, что на судне осталось от когда-то богатых экспозиций Музея. Практически - НИЧЕГО, мизер! Затем в более узком кругу популярно поговорили с экскурсоводами и специалистами НИС КВП о том, как подготовить лаборатории (посты) НИС КВП к посещению публикой. Поговорили о некоторых особенностях радиотехнического комплекса, чтоб не "плавали" из-за каверзных вопросов. Кажется, поняли. Напомнил, что подготовлен "Путеводитель по "Пацаеву". Договорились о том, что предоставлю Музею доп. видео- и фотоматериалы, документы и проч.

Утром 7-го встретились с директором Музея С.Сивковой, обсудили, что и как можно сделать для привлечения публики, как и где расширить экспозиции. Затем вместе с Борисом в сопровождении экскурсоводов и специалистов КВП прошли по лабораториям. Забирались даже в барбет "Ромашки" и под купол "Жемчуга" (но там пусто). Задача - оценить состояние помещений и оборудования, перспективы для включения их в маршруты экскурсий. В целом - всё неплохо: где-то навести порядок, что-то подкрасить, снабдить надписями и проч.

Много и интересно рассказывал Борис. Он работал и на "Ромашке", и на приёмниках телеметрии, и на системе гиростабилизаторов. Рассказывал также всякие бытовые истории про жизнь на судне, про занятия спортом и самодеятельностью, про подводные ныряния и ловлю живности, про посещения портов...

По возвращении домой выводы и предложения были посланы в адрес С.Г.Сивковой.

В общем, было два насыщенных дня. Впечатления в целом положительные. И у нас, и у музейщиков. Уехали мы с надеждой, что всё задуманное получится, хотя и будет ещё много сложностей.

 

© 2020 Владимир Прощенко