"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

В переписке возникла тема: хорошо бы "сделать проект судов космической связи, как НИС "КЮГ". Суда водоизмещением около 30...40 тысяч тонн, с современными антеннами и оборудованием, и лабораториями".

Мысль, конечно, интересная - построить что-то вроде КЮГ. Вопрос: зачем?

1. Каждое судно флота космической службы нашей страны проектировалось и строилось под конкретные задачи

Напомню.

Первые "Селены" (1967 г. - "Боровичи", "Невель", "Моржовец" и "Кегостров") а также "Космонавт Владимир Комаров" строились под первый этап Советской лунной программы. Цель этого этапа - отработка облёта Луны кораблями 7К-Л1. "Селены" предназначались для приёма телеметрии с борта КА, а также для поиска спускаемого аппарата и подъёма его с поверхности воды при посадке.

"Комаров" (теоретически) был способен поддерживать связь с КА на расстояниях до 400 тыс.км (т.е., до Луны). Загляните сюда: http://niskgd.ru/mix/p9/zond.htm и http://niskgd.ru/mix/p84/index.htm

"Гагарин" и "Королёв" (1970 и 71 гг) - строились под второй этап Лунной программы ("Н1-Л3") и были оснащены средствами устойчивой связи с КА на подлёте к Луне и на самой Луне. Для этого на "Гагарине" и были установлены большие, 25м в диаметре, антенны.

Перед "Селенами-М" (1977-78 гг) стояли более скромные задачи - только приём телеметрии с низкоорбитальных КА и связь с их экипажами. Потому и нужды в "огромности" не было.

Коллаж. Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" и Мобильный изм.пункт морского базирования на испытаниях 2015 г в Японском море

В наши времена все задачи многие задачи, которые решались судами флота космической службы, могут решаться более компактными и совершенными техническими средствами. Простой пример: сравните комплекс УРТС-2 и плату, вставленную в компьютер и имеющую те же возможности. Соответственно, таким техническим средствам требуется меньшее количество обслуживающего персонала, меньшее количество киловатт электропитания, меньшее количество расходных материалов (спирта, в частности. Шутка), сервисного и прочего оборудования.

Потому и выглядит заманчивым размещение современных средств приёма телеметрии и связи на судах вроде "Северного полюса" или других подобных - дёшево и сердито. (UPD: Вот пример >>) Так в нынешнее время может быть решена задача сопровождения полётов низкоорбитальных (до 2000 км) КА. Для Лунной программы нужно что-то более существенное. Как этот вопрос решает Роскосмос – мне неизвестно.

2. Теперь к вопросу - "нужно ли проектировать и строить что-то вроде "Гагарина?"

Моё личное мнение:

В России нет понимания - зачем нужна космонавтика? И потому научная, гражданская космонавтика развивается по остаточному признаку. Наглядный пример: Роскосмос много лет кричит о своих намерениях осваивать Луну. Но пока это лишь намерения. К примеру, запуск аппарата "Луна-25", который под названием "Луна-Глоб" начали проектировать в 2005 году, и который планировали запустить в 2014-м, затем в 2019-м, затем в 2021 и 2022-м годах, снова перенесён - на 2023 г.

Мы не запускаем "Вояджеры", "Кассини", "Новые горизонты" и т.п. "Дальний" космос, мечта Королёва, России неинтересен. А потому и средства дальней космической связи, тем более - на судах, никому не нужны.

Допустим, запустят "Луну-25", долетит она до цели и не разобьётся. Чтобы с ней поддерживать связь достаточно того, что построено в советские времена и стоит в Евпатории, на НИП-16. До 10 часов в сутки связь будет и этого вполне достаточно. Более продолжительная связь с Луной нужна лишь в одном случае - если на Луне будут люди. А нам до этого - "как до Луны". Поэтому строить "а-ля Гагарин" пока не имеет смысла.

PS:
Кстати, NASA до сих пор в состоянии поддерживать связь с "Вояджером-1". Это 23,3 миллиарда километров от Земли. Для преодоления этого расстояния сигналу требуется 20 часов и 33 минуты. (Это не я считал ;)
Voyager mission timeline
© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика