"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Все "Космонавты" у стенки Балтийского завода. Фото: Tony Garner, 1995 г.

"Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" - два брата-близнеца с похожей, но всё же разной судьбой. Два корабля, служившие космосу до последней возможности. Но один - ушёл в Аланг, другой - стал музейным сотрудником.

Мне хочется узнать и рассказать о том, что с ними происходило в конце 90-х - начале 2000-х. Возможно, получится статья. Надеюсь, ветераны и непосредственные участники событий того времени помогут мне в этом.

Многое из этой истории однажды уже рассказал Николай Александрович Буров, руководивший всей четвёркой судов проекта "Селена-М" в то время. И теперь понемногу, после нескольких "допросов с пристрастием", он продолжает дополнять хронику двух последних судов ленинградских "Селен-М".

Вот эта хроника:

В 90-е интенсивность работы оставшихся в России 4-х судов космической службы снизилась до предела - см. тут. Средств на сопровождение космических программ морскими измерительными пунктами у государства не стало. Как только суда возвращались из последних в своей жизни рейсов, они становилиь на прикол, а сотрудников - членов экспедиции - увольняли.

1995 год - все "Селены-М" встали у стенки Балтийского завода и перешли под управление Российского космического агентства (РКА). При этом два судна были "разоружены" - спецоборудование с "Волкова" и "Беляева" было снято военными. От в/ч 26179 осталось 5 человек комсостава (С.С.Монаков, Н.А.Буров, А.А.Батищев, В.Н.Даньшин, А.И.Стрельников) и 10-15 человек ИТС. Командовать с Питере остался Н.А.Буров. В 1996-м все они перешли в РКА.

1996 год - все четыре судна поставили к причалу в ковше Канонерского завода (см. фото). "Космонавт Виктор Пацаев" прошёл докование в связи с планами задействования его по запуску АМС "Марс-96". Однако РКА всё же отказалось выводить КВП в рейс. (Ю.Милов, зам.гендиректора РКА: "Это то же самое, как выяснять, потел покойник перед смертью, или не потел"). Итог миссии "Марс-96" известен - сэкономили на рейсе, но потеряли АМС и годы работы тех, кто её создавал. .

"Sea Launch Commander" у стенки Канонерского завода. Видны стоящие в гавани четыре судна проекта "Селена-М". Фото 1998 г.

1997 год - докование прошёл "Космонавт Георгий Добровольский". Суда встали у причала Канонерки: "Волков" лагом к "Добровольскому", "Беляев" - к "Пацаеву". При этом с "Волкова" на "Добровольский" переставили 4-метровую антенну "Жемчуг-МК" вместе с куполом, а с "Беляева" на "Пацаев" - купол антенны.

1998 год - "Добровольский" вместе с "Sea Launch Commander" оснащён оборудованием для работ по "Морскому старту", в 1999 году готовился к выходу в рейс, но... Не сложилось.

2000 год - "Волков" и "Беляев" на буксире перетащили в Калининград, на судоремонтный завод, и там в январе 2000-го утилизировали.

Калининград. Судоремонтный завод. Место разделки НИС "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев"

лето 2000 г - "Пацаев" перешёл в Калининград для докования на ССЗ "Янтарь".

апрель 2001 г - "Пацаев" встал у причала Музея Мирового океана.

2003 год - "Пацаев", по инф. С.С.Монакова, начал работать в контуре управления российским сегментом МКС.

август 2003 г - "Добровольского" на буксире перетащили к причалу г. Светлый недалеко от Калининграда. 

декабрь 2005 г - "Добровольский" продан на слом. "Пацаев" продолжает трудиться на Роскосмос.

Работали ли наши суда после 1995-го?

По "Марсу", "Морскому старту" и "Ариану" поработать не удалось. Однако вот информация из журнала "Новости космонавтики" за 2002 год: "29 октября ЦУП-М провел тест телефонной связи РС МКС с кораблем «Космонавт Георгий Добровольский». Экипаж слышал корабль хорошо, а вот корабль не слышал борт".

"Космонавт Георгий Добровольский" на Канонерском заводе у о-ва Белый. Снимок Google 2002 года

По словам Н.А.Бурова, "Добровольский" до 2001 года регулярно принимал телеметрию и поддерживал УКВ-связь с со станцией "Мир", стоя на Канонерке, у берега о-ва Белый (см. фото). Оттуда же работал по МКС после вывода её на орбиту в 1998-м, и продолжал этим заниматься после перехода в августе 2003 года в г. Светлый (Калининградская обл.)

О "Пацаеве" в документе из архива С.С.Монакова сообщается: "Для проверки возможности использования ОКИП в качестве стационарного ИП были проведены работы 28.06.2000 г., 15.07.2000 г. и 07.04.2001 г. по обеспечению вывода РН "Космос-3М" КА "Надежда" ["Надежда-6"], "Чемп" ["Champ"], "Берд" ["Bird-Rubin"], "Мита" ["Mita-0"] и по РН "Протон-М" с КА "Экран-18". Все работы выполнены успешно".

Стоя в Калининграде и в Светлом, "Пацаев" и "Добровольский" вместе работали по МКС. При этом, по словам Сергея Александровича Захаренкова, впервые пришедшего тогда работать на наши суда, приём телеметрии на "Добровольском" был более уверенным, чем на "Пацаеве", где уровень помех был больше.

"Космонавт Георгий Добровольский" у причала г.Светлый. 2005 год

По-видимому, до 2003 г. эти работы нужно называть факультативными, т.к. выполнялись вне контура управления МКС.

В 2003 году Роскосмос начал принимать меры для включения "Пацаева" в контур управления российским сегментом МКС. Был сформирован канал связи с ЦУП по наземной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), установлены два доп.комплекта ДМ-приёмников телеметрии, снятых с "Добровольского". В 2008 году выведена из эксплуатации станция УРТС-2 и почти все её функции стал выполнять персональный компьютер. Тогда же ввод целеуказаний для управления телеметрической антенной в систему "Вега-М" тоже стал выполняться с персонального компьютера.

Примерно тогда же 2.5-метровую антенну спутниковой связи "Жемчуг-МК" заменили на 4-метровую с "Добровольского", хотя спутниковую связь на "Пацаеве" использовать не пришлось в связи с наличием канала связи с ЦУПом по ВОЛС. Таким образом, "Добровольский" постепенно "выходил из игры", чтобы в 2005-м уйти на слом без "Ромашки", но со всей той начинкой, которая была на нём поставлена для "Морского старта" и не проработала по-боевому ни дня. "Добровольцам" обидно, конечно.

О людях:

В 1996 году после расформирования экспедиций "Селен-М" в штате НПО Измерительной техники (структурная единица РКА) была создана группа сотрудников, задачей которой было обслуживание радиотехнического комплекса в режиме длительной стоянки. В эту группу вошли 10-15 человек ИТС из числа тех, кто ранее работал на этих судах. Руководитель группы - Н.А.Буров. Вокруг него сформировалась команда ветеранов: В.Е.Дубков, Г.В.Шищенко, В.М.Попонов, О.Л.Варвалюк, В.Ф.Базлов, В.А.Леднев, А.И.Пронин...

Когда "Добровольский" и "Пацаев" перевели в Калининградскую область этим людям выпала задача обучения нового инженерно-технического персонала, принятого для эксплуатации радиотехнических средств на обоих судах - примерно 10-12 человек. Многие из этих вновь принятых сотрудников уже имели опыт работы на НИПах, им нужно было лишь освоить специфику работы судового радиотехнического комплекса. И ветераны помогали им в этом, регулярно ездили из Питера в Калининград, делились своим опытом.

Вот видео 2002 года, снятое Владимиром Ледневым во время одной из командировок в Калининград:

Пока это всё, что знаю. "Добровольцы" и "Пацаевцы" - бывшие и нынешние! Участники тех  событий! Расскажите, чем ещё интересны эти годы: конец 90-х и начало двухтысячных. Поправляйте и дополняйте. 

 

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика