Владимир Иванов , инженер НИС КГД 1978-1984 гг.
Станция «Штырь-2М» устанавливалась на научно-исследовательские суда проекта 1929 («Селена-М») и предназначалась для спутниковой геолокации судна. Точное определение местоположения судна при подготовке сеансов связи с космическими аппаратами – одно из обязательных условий для успешного выполнения задач судна.
Станция размещалась в лаборатории №25 рядом с ходовым мостиком, а пульт управления – на ходовом мостике рядом со штурманским столом. На пульте управления высвечивалась информация о широте и долготе, а на телеграфной ленте кроме широты и долготы – время ближайшего прохождения спутников.
Для определения местонахождения судна могли использоваться до 12 навигационных спутников. Но на практике вполне хватало и четырёх.
Сеансы связи с навигационными спутниками выполнялись 2-3 раза в сутки. В зависимости от того, с каким спутником станция установила связь, продолжительность сеанса составляла от 3 до 12 минут. Определение места происходило с точностью до 10 метров. Это неоднократно подтверждалось измерениями во время стоянок у причалов в различных портах. При размерах судна 120 метров этого вполне хватало.
Изначально у штурманов было недоверие к работе этой аппаратуры, так как подобные станции более раннего выпуска показывали местоположение судна с ошибкой до 2-3 миль. До работы на НИС штурмана больше рассчитывали на навигационные знаки и на радионавигационные системы типа “LORAN” и “Decca”. Но после выхода в первый рейс и прохода через Балтику, Датские проливы и Ла-Манш они убедились в точности полученных от станции данных и полностью в неё поверили. Особенно их порадовало, что при выходе в океан системы типа “LORAN” и “Decca” уже не работали и определяться можно было только по звёздам.
Работа станции заметно облегчала работу штурманов и, чтобы не потерять навыки работы без приборов, они иногда выполняли определение места старыми способами: по звёздам и по счислению.
Определение по звёздам – это трудоёмкая задача. Для этого требовались карты звёздного неба и астрономические журналы. По ним определялись нужные звёзды, точное время и углы, под которыми они должны наблюдаться. Затем при помощи секстана и хронометра получали реальные цифры, сравнивали результаты и производили расчёты. Помню, как однажды старпом заставил 4-го штурмана произвести это действие. Всё это у него заняло почти час времени. Потому штурмана с нетерпением ждали информации от аппаратуры.
Определение места судна по счислению выполняется путём расчётов с учётом направления, скорости и продолжительности движения судна. При этом часто оказывалось, что мы находились на 50-100 миль от расчётного. Кроме того, этот способ не даёт возможность учитывать скорость течения. К примеру, во время дрейфа в Южной части Индийского океана за 4 дня нас снесло чуть ли не на 400 миль. Пришлось чуть не двое суток возвращаться в точку предстоящей работы.
---------------------------------------------
Дополнение от В.Прощенко.
В нынешнее время, когда в каждом мобильнике есть функция спутниковой геолокации, кажется удивительным то, как мореходы определяли место судна, как они доходили на своих кораблях до чужих берегов, как открывали америки и индии.
Владимир оставил мне записку о том, как это делалось на НИС «Космонавт Георгий Добровольский» в первых рейсах. Позднее, в 1985 году, на КГД была установлена более точная аппаратура АДК-3М. О ней немного рассказал Александр Байдуков - "Рулевая и штурманская рубки"
Доп. материал о навигационных системах на сайте "КИК СССР" (архив) >>