"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

По просьбе Нины Семёновны Кирдоды, вице-президента Ассоциации музеев космонавтики (АМКОС), подготовлена статья для сборника.

"Пацаев" пережил тяжёлые 90–е и начало 2000–х, когда десять из одиннадцати судов Службы остались без работы и своим ходом уходили на слом. Ему повезло, что в 1999–м к нему проявил интерес калининградский Музей Мирового океана, а администрация Калининграда безвозмездно предоставила причал. В 2001–м, в дни 40–летия полёта Юрия Гагарина, после ремонта на судостроительном заводе "Янтарь" "Пацаев" встал к причалу Музея.  Тут началась его новая жизнь."


В.Прощенко, для сборника АМКОС

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Давно, когда я был мальчишкой, многие мои сверстники увлекались космосом. Искали в небе первые в мире искусственные спутники Земли, наши, советские. Радовались полётам в космос собак – Лайки, Белки, Стрелки. Узнавали о стартах автоматических станций на Венеру, Марс и Луну. Вместе с родителями с восторгом встречали Гагарина и Титова, первых в мире космонавтов, когда они приезжали в наш город. Помню, как собирал марки про космос, как однажды сделал альбом, куда помещал свои рисунки, открытки и фотографии космонавтов...

То время ушло. Исчезла та страна, в которой мы выросли. Для отечественной науки, промышленности, образовании наступили трудные времена. Вместо физиков–лириков растёт поколение бизнесменов. Романтика и восторги про космос сменились стремлением к деньгам, к престижу. Спросите любого мальчишку на улице – кто такой Юрий Гагарин? Вы уверены, что Вам тут же ответят правильно?

Стоит в Калининграде, на реке Преголя последний из кораблей Службы космических исследований – научно–исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" – одно из множества судов, благодаря которым достигались успехи нашей страны в космосе.

"Пацаев" пережил тяжёлые 90–е и начало 2000–х, когда десять из одиннадцати судов Службы остались без работы и своим ходом уходили на слом. Ему повезло, что в 1999–м к нему проявил интерес калининградский Музей Мирового океана, а администрация Калининграда безвозмездно предоставила причал. В 2001–м, в дни 40–летия полёта Юрия Гагарина, после ремонта на судостроительном заводе "Янтарь" "Пацаев" встал к причалу Музея.  Тут началась его новая жизнь.

Музей развернул на его борту свои выставки, посвящённые освоению Космоса, а владелец судна – предприятие Роскосмоса НПО Измерительной техники (г. Королёв) – в 2003 году стал использовать его по прямому назначению, как самый западный измерительный пункт на территории России, для связи и приёма телеметрии с борта российского сегмента МКС.

Угроза существованию судна возникла к 2014 году. По соседству, в Калининградской области начал создаваться Балтийский командно–измерительный пункт, который должен взять на себя задачи, до сих пор выполняемые радиотехническим комплексом "Пацаева". С его вводом в действие использование судна по прямому назначению и, соответственно, его финансирование должно прекратится. Судно станет непрофильным активом, содержать который нынешний владелец, являясь акционерным обществом, не сможет и будет вынужден от него избавиться любым способом. Например, продать на слом.

Допустить уничтожение судна ветераны флота космической службы не могли, т.к.  именно Океану, флоту были отданы, наверное, лучшие годы нашей жизни.

Для нас "Пацаев" – это памятник отечественной космонавтики и специального судостроения, это памятник тысячам учёных, судостроителей и моряков, создававших "морской космический флот" и работавших на его судах на благо своей страны. Поэтому в начале 2014 г. ветераны приступили к действиям в защиту судна.

Не обладая большими возможностями, мы сумели поднять общественное мнение. В 2015 и 2016 г. в Мемориальном музее космонавтики состоялись общественные слушания по поводу "Пацаева". В течение 2014–16 годов ветераны неоднократно обращались с письмами в защиту "Пацаева" в Правительство и к Президенту РФ, в Минстерства обороны и культуры, командующему ВКС, в Роскосмос, в Законодательное собрание С.-Петербурга, в СМИ и интернет–ресурсы, даже в Газпром. И в ответ получали, в большинстве, отписки.

Тем не менее, угроза немедленной продажи на слом была нами предотвращена. В июле 2015–го, правительство Калининградской области включило судно в перечень выявленных объектов культурного наследия народов России. Судно обрело защиту закона. Тогда же, в июле 2015 г., стало известно, что Роскосмос готов безвозмездно передать судно в Министерство культуры, но встретил отказ.

В конце 2015 г. по инициативе ветеранов, на средства, собранные ими самими и многими неравнодушными к судьбе судна людьми, состоялась государственная историко–культурная экспертиза с целью внесения НИС "Космонавт Виктор Пацаев" в Реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения. Сейчас, в эти дни (июнь–июль 2016 г.), в Министерстве культуры уже подготовлен соответствующий приказ и передан в Министерство юстиции РФ. (Дополнено: Приказ №1379 Минкультуры зарегистрирован Министерством юстиции РФ, НИС КВП включён в Реестр)

Следующая и более трудная задача, вставшая перед ветеранами – добиться решения вопроса о собственнике судна и о выделении государственной поддержки для его ремонта и содержания. Без решения этих вопросов судно рискует просто стоять бесполезным железом у причала и приходить в негодность.

Проблема состоит в том, что госпредприятий, способных принять судно в собственность, даже безвозмездно, нет, т.к. у большинства нет средств на его ремонт (ок.150–200 млн.руб.) и содержание (ок. 15 млн.руб. в год).

Ветераны считают, что на борту "Пацаева" может и должен быть создан полноценный музей – например, музей флота космической службы и, одновременно, учебно–образовательный центр, способный принять множество посетителей, в первую очередь – детей и молодёжь.

В результате переписки мы убедились в незаинтересованности Роскосмоса или Минобороны взять заботы по сохранению судна на себя и  укрепились во мнении, что наиболее перспективным для судна вариантом будет передача его в Минкультуры, в Музей мирового океана. На это мы и сконцентрировали наши дальнейшие действия - убедить Минкульт и Музей в том, что судно должно принадлежать им.

По мнению ветеранов, в этой обстановке лишь волевое решение Правительства способно снять проблему. С этим мы намерены снова обратиться в письмах и через СМИ к Президенту и Правительству России. В наших планах – личный приём у вице–премьера Правительства и председателя Морской коллегии при Правительстве РФ Д.Рогозина. Это поручение готовы выполнить С.В.Пацаева и бывший начальник ГУКОС и командующий ВКС В.Иванов.

Попытка самостоятельно найти выход из сложившегося положения была предпринята 6 июня 2016 г., в день 45–й годовщины старта космического корабля "Союз–11". В этот день по инициативе ветеранов и Светланы Викторовны Пацаевой, дочери героя–космонавта, в Калининграде, на борту НИС "Космонавт Виктор Пацаев" состоялось совещание, куда руководством Музея Мирового океана были приглашены представители администрации города и области, руководители Федерации космонавтики России, Роскосмоса и НПО Измерительной техники, а также руководители ветеранских организаций флота космической службы. К сожалению, Роскосмос не прислал своего представителя. Однако совещание принесло результат – заслуживающее внимания предложение Музея мирового океана, позволяющее надеяться, что судно всё–таки будет сохранено, как памятник и музей. 

Ветераны не намерены останавливаться на достигнутом. Мы внимательно следим за событиями и готовы к любым действиям в защиту НИС "Космонавт Виктор Пацаев".

Мы рассчитываем также на поддержку со стороны организаций и отдельных граждан, тех, кому судьба судна небезразлична, кто действительно беспокоится о воспитании в новом поколении уважения к достижениям своей страны, о сохранении памятников отечественной науки, космонавтики, кораблестроения.

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика