Публика, гуляющая по территории Музея Мирового океана в Калининграде, обязательно обращает внимание на большое белое судно с антенной, похожей на четырёхлепестковый цветок, смотрящий в небо. Это научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» – единственное оставшиеся из многочисленного флота космической службы. А антенна так и называлась между моряками, служившими на «Пацаеве» – «Ромашка».
«Пацев» дремлет. Но каких-то три года назад в безоблачные ночи люди могли наблюдать, как на западном небосклоне быстро поднимается яркая звезда и тогда «Ромашка» оживает, берёт звёздочку в фокус и сопровождает её до другого края небосвода. Что это было? «Пацаев» провёл очередной сеанс связи с МКС.
Справка.
С 60-х годов и до середины 90-х ХХ века под вымпелом Академии наук СССР в Океан ходили суда, оснащённые аппаратурой приёма телеметрии с космических аппаратов и управления ими, а также системами связи с ЦУПом. По сути, эти суда были плавучими измерительными пунктами, подобными наземным. Находясь в Океане, они существенно расширяли возможности ЦУПа получать информацию с орбиты, поддерживать связь с космонавтами, а порой – управлять космическими аппаратами, пролетающими вне зоны видимости наземных станций.
Принадлежность Академии наук – это легенда прикрытия «9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса», кратко – 9-го ОМКИК в составе Главного управления космических средств при Минобороны. В длительных, до 9-11 месяцев, рейсах вымпел АН позволял этим судам заходить в иностранные порты для бункеровки, пополнения запасов продовольствия и отдыха людей.
К 1990 г. таких судов в нашей стране было 11. Сейчас – одно.
У «Пацаева» необычная история, непростая судьба.
В 1963-68 гг. судостроительный завод им. Жданова в Ленинграде и Выборгский судоремонтный завод построили большую серию лесовозов ледового класса. Лесовозы оказались настолько удачными, что спустя десятилетие четыре из них перестроили в научно-исследовательские суда для сопровождения космических программ СССР. Один из них – «Семён Косинов» – получил имя Виктора Ивановича Пацаева, космонавта-исследователя, в 1971 г. – члена экипажа космического корабля «Союз-11», участника длительной экспедиции на первой в мире орбитальной станции «Салют». Тот полёт закончился трагически. При возвращении на Землю командир корабля Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли.
С 1979 по 1994 г. «Пацаев» 14 раз выходил в Океан. В каждом рейсе на его борту несли службу 120-130 человек – моряки Балтийского морского пароходства, офицеры Советской армии и гражданские специалисты. В послужном списке, в формуляре «Пацаева» – сотни сеансов связи с космическими аппаратами: спутниками связи, навигации и разведки, с пилотируемыми кораблями и орбитальными станциями. Ни одного замечания за 15 лет, все сеансы на «пять» – вот оценка работы «Пацаева» и людей, работавших на нём.
Переданный в 1995-м из рук военных в руки Российского космического агентства (теперь – Роскосмос), «Пацаев» долго стоял в Санкт-Петербурге без работы. В 2001-м оказался у причала Музея мирового океана в Калининграде, а с 2003-го снова трудился – стоя у причала обеспечивал связь российского сегмента МКС с ЦУПом, одновременно привлекая посетителей необычной внешностью и выставками, обустроенными Музеем на его борту.
Примерно пять лет назад стало ясно, что Роскосмос в услугах «Пацаева» вот-вот перестанет нуждаться и тогда ему одна дорога – на слом. Ветераны решили, что это недопустимо и приняли меры. Образовалась инициативная группа из руководителей четырёх ветеранских организаций и Светланы Викторовны Пацаевой – дочери космонавта. Начали писать письма в Роскосмос, в Минкультуры… Собрали средства, провели историко-культурную экспертизу и в 2016-м «Пацаев» стал объектом культурного наследия народов России. Так «Пацаев» был спасён от уничтожения.
Когда в сентябре 2017-го «Пацаев» прекратил работы по МКС и стал не нужен Роскосмосу, у ветеранов появилась новая задача: не только сохранить судно, но и сделать из него памятник отечественной космонавтики и специального судостроения, обустроить на нём Музей флота космической службы, о котором мечтали.
На призыв ветеранов откликнулись военные. Командующий Западным военным округом А.В. Картаполов, ныне – заместитель Министра обороны, побывал в Калининграде, увидел «Пацаев» и заявил: «Возьмём в кронштадтский парк «Патриот». Ещё бы! 120 мест в каютах для юнармейцев, камбуз, спортзал, множество помещений для учебных классов и выставок. И главное: лаборатории, полностью оснащённые ещё недавно работавшей по МКС аппаратурой приёма и обработки телеметрии, спутниковой и КВ-связи, станцией системы единого времени и прочим – всё это может стать основой для уникального музея, подобного которому в мире нет.
В 2018-м Министр обороны РФ на коллегии министерства подтвердил: «Пацаев» будет принят в парк «Патриот». Роскосмос подготовил документы для безвозмездной передачи судна…
Наступил 2020-й. Дело встало. По разным причинам военные медлят с приёмкой судна. Но ветераны не опускают руки. Мы продолжаем обращаться к министерствам и к Президенту РФ. Мы нашли поддержку у СМИ, ОНФ, у депутатов Госдумы. Нас поддерживает Музей Мирового океана, уже почти 20 лет предоставляющий свой причал «Пацаеву».
Мы знаем, что людям, особенно молодым, будет интересно заглянуть внутрь «Пацаева», в лаборатории с аппаратурой, ещё не остывшей после работ «по космосу», ощутить, как люди жили и трудились в Океане, вдали от дома. В общем, мы ещё поборемся. И «Пацаев» примет на своём борту посетителей Музея флота космической службы.
Примечание о роли Роскосмоса в деле "Пацаева":
- в 2014 г. отказался от идеи сохранить "Пацаев", как исторический объект,
- отказался от возможности создать на его базе уникальный музей флота космической службы (Для справки: подобных музеев в мире, действительно, нет)
- был готов продать судно на слом или любому покупателю, даже с сомнительной репутацией
- опротестовал в суде приказ Минкультуры о включении "Пацаева" в Госреестр объектов культурного наследия, как мешающий Роскосмосу произвольно распорядиться судном