"Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" - два брата-близнеца с похожей, но всё же разной судьбой. Два корабля, служившие космосу до последней возможности. Но один - ушёл в Аланг, другой - стал музейным сотрудником.
Мне хочется узнать и рассказать о том, что с ними происходило в конце 90-х - начале 2000-х. Возможно, получится статья. Надеюсь, ветераны и непосредственные участники событий того времени помогут мне в этом.
Красивое название - "Звёздная флотилия"!
Ветераны - и СКИ ОМЭР, и ТОГЭ - пытаются понять, кто и почему такое придумал? Одни - наблюдали за космическими аппаратами, другие - за головными частями МБР при их падении в Тихий океан. Но за звёздами...
Да, небо в тропиках - роскошное. Смотреть на него, разглядывать незнакомые созвездия и пытаться угадать самые яркие звёзды - это одно из любимых занятий моряков в свободное время. Они, эти звёзды, яркие, почти немигающие, роятся над головой низко-низко. Протяни руку - и достать можно. Помню до сих пор. Потому и корабли наши на фоне звёзд на на моих сайтах.
В общем, хочется красивого - отправляйтесь в Океан. Мы там были. Правда, не туристами.
Всегда полезно узнать, какое впечатление производит на людей посещение "Пацаева", что было интересно, что не понравилось?
Вот слова одной из посетительниц: "Рекомендуем с гордостью, надеюсь прочитать позже массу восторженных отзывов об этой уникальной экскурсии".
Пару недель назад мне прислали ссылочку, а по ней - примечательный образец совместного творчества журналистов и музейщиков. Я долго думал, стоит ли упоминать об этой статейке. И не удержался всё-таки.
Вы слышали, наверное, рассказы моряков: "... был хороший штормяга, баллов 9-10".
А сколько это "в граммах"?
Вот читаешь разные публикации о флоте, и вдруг - недоразумение: "тут у судна указано водоизмещение 8 950 т., а тут - 6 360. Где ошибка?".
Ошибка - в использовании терминов и в непонимании того, как измеряются размер судна и его весовые характеристики.
Поковырявшись в сети, нашёл пару наибоее внятных статей на эту тему: "Главные размерения судна"
и "Весовые и объёмные измерители судна".
Взгляните на НИС «Космонавт Виктор Пацаев». Как и все суда флота космической службы, он весь утыкан всевозможными антеннами. (Сейчас их, правда, стало поменьше, чем когда-то). Самые заметные из этих антенн – антенна СМ-244, предназначенная для приёма телеметрической информации с КА, и антенны УКВ-связи «Аврора-К», предназначенные для речевой связи с КА.
Слово о НИС "Космонавт Виктор Пацаев" в день поднятия вымпела АН СССР:
В.Прощенко
С.Пацаева
Сегодня я получил сообщение от Анатолия Александровича Капитанова, руководителя "Клуба ветеранов МКФ", того, что на ул.Щепкина в Москве. Письмо - об очередной попытке объединить две ветеранские организации.
Привожу текст моего ответа Анатолию Александровичу.
Музей Мирового океана выложил в сеть видео - "Экскурсия по экспозиции "Космическая одиссея".
А в целом - хорошо, что ММО делает такие видео. Ошибки - исправимы. (UPD: Уже немного исправлены)
В переписке возникла тема: хорошо бы "сделать проект судов космической связи, как НИС "КЮГ". Суда водоизмещением около 30...40 тысяч тонн, с современными антеннами и оборудованием, и лабораториями".
Мысль, конечно, интересная - построить что-то вроде КЮГ. Вопрос: зачем?
Как оно выглядит - проворачивание антенн? Смотрите >>
До примерно 11:30 (см. маркер на экране) - проворачивание антенны СМ-244 ("Ромашка"). Примерно в 11:11 начинается "слежение" за КА.
С 11:30 до 11:39 - передающая антенна УКВ-связи "Аврора-К" (на площадке бизань-мачты).
С 11:39 - приёмные антенны УКВ-связи "Аврора-К" (на верхнем мостике).