"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Н.А.Буров

В 2014 г. ветеран Службы космических исследований Николай Александрович Буров рассказал о своей собственной службе в СКИ ОМЭР и о судьбе кораблей "морского космического флота".

Привожу здесь отрывок из того рассказа, касающийся НИС "Космонавт Виктор Пацаев"

"Случайно, а может и не совсем случайно, судьба свела "Селены" с Калининградом.

Ещё в 1994 году, когда я служил на "Беляеве", стало понятно, что судьба Службы решена и корабли станут на прикол. Я предложил Сергею Викторовичу Серпикову, в то время – начальнику Службы: "Я собираюсь в отпуск, в Калининград, к отцу. Давай, я изучу там причальные стенки". Съездил. Встретился с главой Калининградского порта Георгием Себовым и он предложил свободные причалы для всех четырёх судов Службы в районе, кажется, Вольной гавани. Там, кстати, уже отстаивался "Академик Келдыш", по словам людей с него - "почти бесплатно".

В 1999-м, снова приехав в Калининград и прогуливаясь вместе с В.А.Запрудновым из НПОИТ по набережной мимо Музея Мирового океана, мы решили зайти туда, посмотреть. Там нас познакомили с заместителем директора музея Ларисой Емельяновой. Разговор пошёл о том, чтобы поставить "Пацаев" к причалу музея. Руководству музея мысль понравилась. Из Калининграда в Санкт-Петербург приезжали сотрудники музея, ночевали на "Добровольском", знакомились с судном.

В 2000-м Музей Мирового океана и Роскосмос определили условия, по которым музей предоставлял стоянку "Пацаеву" и оплачивал ему место у своего причала, и заключили договор. Директор музея Светлана Сивкова пробила топливо для судна, мы наняли экипаж, оформили документы и "Пацаев" своим ходом отправился в Калининград. Сначала он пришёл в порт. Затем встал на судоремонтный завод "Янтарь" для ремонта и покраски. Чтобы пройти на место стоянки, из-за малых глубин на Преголе и из-за неразводного железнодорожного моста у судна пришлось срезать, а потом снова приваривать мачты. Тогда и сняли с них многие, уже сгнившие антенны.

"Космонавт Виктор Пацаев" у причала Музея Мирового океана
"Космонавт Виктор Пацаев"
у причала Музея Мирового океана
"Один виток с Пацаевым".
Видео: В.Прощенко, 2012 г.

Встав у причала Музея Мирового океана, "Пацаев" начал предоставлять свои помещения для музейных экспозиций. Появление "космического" судна у причала музея, экспозиции на его борту, частые посещения судна космонавтами, например, Алексеем Леоновым, выросшем в Калининграде, привлекли к музею новых посетителей. Как местных, так и гостей города, в том числе – из-за рубежа.

Сначала о работе "Пацаева" с космическими аппаратами речи не шло. Целью было одно - сохранить судно. Позднее начались переговоры с ЦУПом о подключении телеметрического комплекса "Пацаева" к работам по сопровождению полёта МКС. В штат судна были включены сотрудники НПОИТ – специалисты по работе с установленном на судне оборудованием, под началом И.Беспяткина. Теперь, стоя в Калининграде, "Пацаев" видит до 3-4 витков станции в сутки, принимает телеметрию и обеспечивает двухстороннюю связь ЦУПа с космонавтами на орбите.
...

Состояние судна "Космонавт Виктор Пацаев", несмотря на его возраст, очень хорошее. У любого судна, как и у автомобиля, корпус – главное. Это самая дорогая деталь. У "Пацаева" он в отличном состоянии. Я видел его в доке – ни единой вмятины, гладкий, как яичная скорлупа. Это же – ледокол. Дизель-генераторы, 3 экспедиционных и 3 для судового электропитания – в полной исправности, почти новые, их же меняли. Судовые электромеханизмы – тоже в порядке. Главная машина постоянно обслуживается, гребной вал регулярно прокручивается.

Да, судовое и экспедиционное радиотехническое оборудование уже устарело. Морально и физически. Но оно вполне может быть заменено на новое, более совершенное и компактное, не требующее множества людей для его эксплуатации. А механизмы привода антенн УКВ-связи "Аврора" и телеметрической "Ромашки" ещё послужат не один год. Они и сейчас в работе. Что же касается выполнения современных требований Конвенции по жизнеобеспечению судна, то по опыту эксплуатации "Красина" могу сказать: переоборудование трубопроводов и ремонт танков для воды и топлива – не такое уж и сложное дело.

Каюты "Пацаева" готовы к приёму людей. Камбуз, холодильники и кладовые – в порядке, готовы принять продукты питания и кормить этих людей. В свои лучшие годы экипаж и экспедиция насчитывали вместе 120-130 человек. При нынешнем уровне техники такое количество людей и не потребуется, достаточно вдвое или втрое меньше, а это – экономия воды, продуктов, зарплаты.

Почему бы не последовать примеру тех же американцев, которые считают целесообразным консервировать свои корабли, если в них нет необходимости на данный момент? Когда требуется, эти корабли ставят на завод, переоснащают и они снова выходят в море."

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика