"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

"Флот космической службы", "Морской космический флот", корабли "Звёздной флотилии", плавучие измерительные пункты, Что это за флот? Что за суда? Мало кто знал об их существовании, пока они существовали. А теперь и подавно.

Вопросов много. Попытаюсь ответить кратко.


1. Что это за флот?

Речь идёт о флоте Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Суда этого флота ходили под вымпелом Академии наук, но фактически входили в состав в/ч 26179, иначе - в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9 ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств Министерства Обороны СССР.


2. Какие суда входили в этот флот?

За всё время существования этого флота он насчитывал 17 научно-исследовательских судов:


3. Как они выглядели?

"Ворошилов"/"Ильичёвск""Космонавт Владимир Комаров"

Первые 6 судов, что начали работу до 1967 года, выглядели, как обычные торговые, грузовые суда. Суда, построенные начиная с 1967-го, существенно от них отличались. Их внешний вид явно выдавал необычность назначения и тем привлекал к себе публику в портах захода.


4. Когда и зачем этот флот был создан?

Этот флот начал создаваться в 1959 г. по инициативе С.П.Королёва в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа "Марс" и "Венера", а также пилотируемого космического корабля "Восток".

Зоны радиовидимости НИПов России - 10-11 витков  из 16, не более 20 минут на каждом След траектории вывода КА на геостационарную орбиту. Участки траектории, невидимые НИПам, выделены синим цветом. 2-е, 3-е и 4-е включения разгонных двигателей НИПам не видны.

К тому времени на территории СССР уже было построено 13 наземных измерительных пунктов – НИПов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полёты первых искусственных спутников.

Зачем же понадобились ещё и плавучие измерительные пункты?

Причин несколько:

Вывод КА на геостационарную орбиту

  • НИПы "видят" космические аппараты (КА), находящиеся на орбите, лишь пока они пролетают над ними. Например, с территории России из 16 суточных витков полёта МКС видны 10-11, а на каждом них – 10-20 минут. Итого: 1,5-3,5 часа в сутки.
  • при спуске с орбиты пилотируемых космических кораблей наиболее ответственные моменты полёта - торможение и разделение отсеков - происходят вне зоны видимости НИПов.
  • запуски межпланетных станций и большинства спутников проходят поэтапно: ракета-носитель выводит КА на опорную орбиту, затем включается разгонный блок и переводит КА на другую траекторию. Таких включений разгонного блока может быть несколько. И не все из них видны с территории нашей страны.

5. Какие задачи решал этот флот?

Сеанс связи с КА

Флот, находясь в любой точке Океана, мог сопровождать полёты космических аппаратов и решать четыре задачи:

  • поддержание речевой и телевизионной связи экипажа космического аппарата с Центром управления полётом
  • телеметрические измерения – приём и обработка данных о состоянии бортовых систем космических аппаратов, о режимах их работы, о состоянии электропитания, о состоянии здоровья космонавтов и т.п.
  • траекторные измерения – вычисление параметров орбиты космического аппарата
  • управление космическим аппаратом

 

ТМИ на экране монитора

Как выглядит телеметрическая информация на экране монитора? О чём переговариваются космонавты с ЦУПом?

Посмотрите и послушайте тут >>


6. Полёт каких космических аппаратов сопровождали суда этого флота?

Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космических программ СССР:

  • старт первой в мире автоматической межпланетной станции "Венера"
  • первый в мире полёт человека в космическом пространстве – полёт Ю.А.Гагарина
  • запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу
  • полёты долговременных обитаемых станций "Салют" и комплекса "Мир"
  • испытания беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4
  • испытательный пуск тяжёлой ракеты-носителя "Энергия"
  • полёт многоразового космического корабля "Буран"

Флот был причастен к большинству запусков на орбиту спутников связи "Молния", "Радуга", "Горизонт", к запускам спутников военного и научного назначения. К сожалению, ему не пришлось в полную силу поработать в советской программе лунных пилотируемых полётов, хотя именно для неё в 1967-71 гг. были введены в строй 7 специализированных судов.


7. Где, в каких районах Океана этот флот работал?

Флот работал во всех океанах Земли, кроме Северного ледовитого

Районы работы судов СКИ ОМЭР

  • Южная и Центральная Атлантика, Средиземное море – сопровождение "вторых стартов" космических аппаратов, а также космических кораблей во время торможения и спуска с орбиты
  • Атлантика у побережья США и Канады – наблюдение и управление космическими аппаратами на "глухих" витках, не видимых НИПам
  • Индийский океан – подъём с поверхности океана аппарата "Зонд-5" после облёта Луны и беспилотных орбитальных ракетопланов БОР-4
  • Тихий океан – наблюдение за космическими аппаратами на "глухих" витках, сопровождение полёта многоразового космического корабля "Буран"

8. Кто работал на этих судах?

Лаборатория №8. УРТС-2. В кадре: В.Герасимов, В.Шлыков, А.Пригаро и Ю.Ларионов

На каждом из этих судов работали экипаж и экспедиция. Экипажи набирались из наиболее опытных моряков Черноморского и Балтийского пароходств. В состав экспедиции входили офицеры и гражданские инженеры и техники, служащие Советской армии, в большинстве – с опытом работы на НИПах, с высшим и средним специальным образованием в области радиотехники и электроники.

Численность экспедиций – от 10-15 человек на самых первых судах, до ~200 человек – на больших.


9. Какова была продолжительность рейсов этих судов?

Средняя продолжительность рейса – 6-7 месяцев.

Наибольшая продолжительность одного рейса:

  • 331 суток (НИС "Кегостров", 12-й рейс, 1977-78 гг.)
  • 330 суток (НИС "Невель", 2-й рейс, 1968-69 гг.)
  • 328 суток (НИС "Академик Сергей Королёв", 15-й рейс, 1983-84 гг.)

10. В какие порты заходили суда этого флота? И зачем?

В длительных рейсах примерно раз в месяц требуется пополнение запасов топлива, воды, продовольствия. При этом люди в течение 2-3 дней получают возможность потоптать твёрдую землю, отдохнуть на берегу.

Куда заходили?

В Европе: Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Франция, Финляндия, Швеция, Португалия, Гибралтар, Испания (Канарские о-ва )
В Америке: Канада, Куба, Мексика, Бразилия, Уругвай, Аргентина, Чили, Перу, о-ва Кюрасао, Барбадос и Мартиника
В Африке: Марокко, Кения, Сенегал, Конго, Того, Дагомея, Сеута, Берег Слоновой Кости, Либерия, Сьерра-Леоне, о-ва Маврикий, Кергелен, Св.Елены и Кабо-Верде
В Азии: Индия, Цейлон, Йемен, Сингапур, Бангладеш

Крайняя западная (или восточная?) точка, где побывали наши суда - Новая Зеландия.

Наверняка, что-то пропущено. Да! В Антарктике не были!


11. Существует ли этот флот сейчас?

Нет. Из 11 существовавших к 1990 году судов, осталось одно – НИС "Космонавт Виктор Пацаев", с 2001 г. стоящее у причала Музея Мирового океана в Калининграде и до сентября 2017 г. работавшее по МКС. С 2016 г. - объект культурного наследия народов России. В 2022 г. передано из Роскосмоса в ведение Калининградской области.

Остальные 10 были проданы на слом в течение 1990-2005 гг.


12. Есть ли альтернатива этому флоту?

Альтернатив три:

  1. спутники-ретрансляторы
  2. измерительные пункты на территории других стран
  3. мобильные измерительные пункты

Луч-5Б

По п.1:

В 2015 г. Роскосмос ввёл в эксплуатацию систему из трёх спутников-ретрансляторов "Луч-5" на геостационарной орбите. Они способны поддерживать связь российского сегмента МКС и космических кораблей "Союз" и "Прогресс" с ЦУПом.

Однако

  • неизвестно, могут ли "Лучи" снабжать ЦУП информацией с космических аппаратов во время "второго старта" и тем более – с межпланетных станций. "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" – могли
  • спутники связи весьма недёшевы, а срок экспуатации – ограничен
  • насколько они защищены от средств ЭРБ – неизвестно.

По п.2:

В отличие от американцев, у России нет НИПов за рубежом. Для их размещения нужны хорошие отношения со странами и хорошие деньги. У Китая, видимо, есть и то, и другое

По п.3:

Мобильные измерительные пункты (МИПы) разработаны и существуют. Но не каждая страна позволит ввозить их на свою территорию. Другое решение - погрузить МИП на судно.

МИП морского базирования

МИП морского базирования (МИП МБ) производства НПО Измерительной Техники прошёл испытания в Японском море на борту ледокола "Адмирал Макаров, а также В 2022 году на Балтике.

Однако неизвестно, могут ли МИПы выполнять управление космическими аппаратами, способны ли они сопровождать полёты межпланетных КА, включая полёты КА объявленной в России Лунной программы.

Вывод: специализированные суда космической службы нужны!

В 2016 году в сети появилась информация, что разработка такого судна начата (проект 18290 "Буер"). Учитывая уровень современного судостроения и радиоэлектроники, новые суда и радиотехнические средства могут быть надёжнее, проще и экономичнее в эксплуатации, чем те, что создавались в СССР полвека назад.


13. Существуют ли подобные суда в других странах?

"Yuanwang-5"

Да. В США начиная с 1960 г. года существовало в общей сложности 25 судов, способных сопровождать космические программы. Сейчас (2023 г.) используется один: "Howard O. Lorenzen" (T-AGM-25)

Китай активно использует в настоящее время (2024 г.) четыре судна: "Yuanwang-3" "Yuanwang-5", "Yuanwang-6" и "Yuanwang-7". В мае 2024 появилась инф. о подготовке к вводу в строй ещё одного судна - "Yuanwang-8"

Франция имеет судно "Monge".

Индия объявила о вступлении в строй собственного корабля - VC-11184.

В этих странах считают, что специализированные суда космической службы им нужны.


14. Демонстрационные материалы


© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика