"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Начало

В конце 50-х годов 20-го века начали создаваться и испытываться межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью до 12 тыс.км. Районом, куда в ходе испытаний должны были падать головные части МБР, стала т.н. "Акватория" - район Тихого океана юго-западнее Гавайских островов. В 1959 г. для измерения параметров полёта МБР и наблюдения за падающими боеголовками был создан 1-й Плавучий измерительный комплекс, соединение из четырёх кораблей - измерителей "Сибирь", "Сахалин", "Сучан" (с 1973 г. - "Спасск") и ретранслятора "Чукотка". Соединение получило название 4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4) в составе ТОФ. (Примечание: Существует и другое объяснение аббревиатуры ТОГЭ - "Тихоокеанская гидрографическая экспедиция"). Место базирования - Вилючинск (бухта Крашенинникова, Камчатка). Первая боевая работа ТОГЭ-4 состоялась 22 октября 1959 г. 20 января 1960 г. в районе "Акватория" корабли ТОГЭ-4 впервые отслеживали падение головной части МБР Р7-А в ходе её испытания на полную дальность - ок. 12.5 тыс.км.

Походы кораблей ТОГЭ-4 1959-1966 гг.

Одновременно в СССР создавались средства выведения объектов в космос - на орбиту вокруг Земли, а затем - к Луне, Марсу, Венере. С 1957 по 1960 г. состоялись запуски искусственных спутников Земли, а также несколько полётов космических кораблей с собаками на борту. Следующим шагом должны были стать запуски автоматических межпланетных станций (АМС) и пилотируемых космических кораблей. Наиболее ответственные этапы полёта таких аппаратов - торможение и спуск пилотируемого корабля, а также разгон АМС на целевую траекторию - должны были происходить над Атлантическим океаном, вне зоны видимости наземных измерительных пунктов.

С целью сбора данных с космических аппаратов на ответственных участках полёта специальным решением правительства от 18 июня 1960г. при НИИ-4 МО СССР был создан Плавучий телеметрический комплекс (ПТК) в составе судов "Ворошилов" (с 1962 г. - "Ильичёвск"), "Краснодар" и "Долинск" - судов ММФ, снятых с грузовых перевозок и срочно оборудованных аппаратурой приёма телеметрии и средствами связи. В апреле 1961 г. состоялась первая работа судов ПТК - сопровождение полёта космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Гагариным. В 1962 г. состав ПТК пополнился танкером "Аксай", совмещавшим функции измерительного судна и судна снабжения.

Задачи, связанные с сопровождением полётов космических аппаратов, выполняли не только суда ПТК, но и корабли ТОГЭ-4. Первыми такими работами стали сопровождение в 1961 г. запуска АМС "Венера" и наблюдение за полётом космического корабля "Восток".

Развитие

Повышение интенсивности программ испытаний ракетной и космической техники потребовало усиления морских средств сопровождения этих программ, а также изменений в организации управления этими средствами.

В 1962 г. суда ПТК НИИ-4 были переданы под управление Командно-измерительного комплекса (КИК, в/ч 32103), в состав в/ч 26179.

В 1963 г. в составе ТОФ было создано соединение 5-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-5). В него вошли только что построенные корабли "Чажма" и "Чумикан", а также прошедшая переоборудование "Чукотка".

В 1966 и 1967 гг. два самых старых из четырёх судов в/ч 26179 ("Ильичёвск" и "Краснодар") были заменены на "Ристну" и "Бежицу". Два оставшихся судна ("Долинск" и "Аксай") были возвращены в ММФ в 1972 и 1973 гг,

В 1967 г. в состав в/ч 26179 вошли телеметрические суда "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель", а также универсальное судно "Космонавт Владимир Комаров". Их назначение - сопровождение Лунной программы СССР. Суда в/ч 26179 формально включены в состав экспедиционного флота Академии наук СССР.

В 1969 г. в/ч 26179 получила наименование "Отдельный плавучий измерительный комплекс" (ОПИК).

В 1970 г. с целью обеспечения легенды "научно-исследовательских судов" при Отделе морских экспедиционных работ АН СССР была создана Служба космических исследований - СКИ ОМЭР АН СССР, которой суда ОПИК стали формально принадлежать. Легенда "научно-исследовательских судов" позволила им легально заходить в иностранные порты для бункеровки и пополнения запасов продовольствия.

В 1970 и 1971 гг. вступили в строй два наиболее оснащённых универсальных судна - "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин", построенных по специальным проектам и способных управлять космическими аппаратами на траектории полёта к Луне и другим планетам.

В 1973 г. - ОПИК  переименован в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9-й ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств (ГУКОС, до 1970 - ЦУКОС) Министерства Обороны СССР.

В 1974 г. ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 объединены в 5-ю Объединённую гидрографическую экспедицию (ОГЭ-5, с 1981 г. - 35-я бригада кораблей измерительного комплекса в составе ВМФ).

В 1977-79 гг. в состав 9-го ОМКИК вошли четыре более совершенных телеметрических судна: "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев".

В 1983 и 1990 гг. в состав 35-й бригады кораблей измерительного комплекса ТОФ вошли два новых корабля: "Маршал Неделин" и "Маршал Крылов".

Районы работ судов СКИ ОМЭР АН СССР

Закат

"Перестройка" и распад Советского Союза пагубно повлияли на состояние работ в области создания и испытания ракетной и космической техники. Вследствие сокращения финансирования флот космической службы также начал сокращаться.

В 1989 г. списаны и проданы на слом телеметрические суда "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель". "Космонавт Владимир Комаров" выведен из состава 9-го ОМКИК.

С 1990 по 1995 гг. из состава ВМФ исключены "Сибирь", "Сахалин", "Спасск" и "Чукотка".

После распада СССР "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин" остались на Укранине, по назначению не использовались, а в 1996 г. проданы на слом.

В 1994 г. продан на слом "Космонавт Владимир Комаров". Оставшиеся четыре судна 9-го ОМКИК перестали выходить в экспедиционные рейсы.

В 1995 г. ликвидирован 9-й ОМКИК, а его суда переданы в Российское космическое агентство.

В 1998 г. из состава ВМФ исключён и продан на слом "Маршал Неделин".

В 2000 г. в Калининграде разобраны "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев". "Космонавт Виктор Пацаев" перешёл в Калининград, прошёл докование на з-де "Янтарь" и с 13 апреля 2001 года ошвартован у причала Музея Мирового океана.

В 2003 г. "Космонавт Георгий Добровольский" переведён к причалу г. Светлый (Калининградская обл.), а в 2005 г. продан на слом.

До сентября 2017 г. "Космонавт Виктор Пацаев" работал в контуре управления российским сегментом МКС.

К настоящему времени (2023 г.) из всего флота космической службы в России остались "Космонавт Виктор Пацаев" и "Маршал Крылов". "Космонавт Виктор Пацаев" имеет статус Объекта культурного наследия народов России, с 2001 г. предоставляет свои помещения под экспозиции Музея Мирового океана. "Маршал Крылов" в 2014-18 гг. прошёл модернизацию и выполняет функции корабля управления в составе Тихоокеанского флота.


Николай Александрович Буров

Из воспоминаний Н.А.Бурова:

 


Технические характеристики судов флота космической службы

Источник:
Д.Г.Соколов, Б.П.Ардашев, Ю.И.Рязанцев "Роль ЦКБ "Балтсудопроект" в создании кораблей - измерительных комплексов", "Судостроение" №7, 1995 г.

Наименование
"Моржовец"
(1967 г.)
"Космонавт
Владислав
Волков"
(1977 г.)
"Космонавт
Владимир
Комаров"
(1967 г.)
"Академик
Сергей
Королев"
(1970 г.)
"Космонавт
Юрий
Гагарин"
(1971 г.)
"Академик
Николай
Пилюгин"
(спуск
на воду
1991 г.)
Класс Регистра УЛ★Р 4/1 С КМ★Л1 [1] Л★Р 4/1 С ЛЗ★ 4/1 С [2] ЛЗ★Р 4/1 С
экспедиц.
КМ★Л1 [2] А2
спец.назн.
Длина между
перпендикулярами, м *
113.0 113.0 140,0 167.9 214,0 150,0
Ширина, м 16.7 16,7 23,0 25,0 31,0 24,0
Высота борта на миделе, Н 8.3 10,8 14,8 15.7 15,4 12.3
Осадка средняя, м 4.67 6,56 8.60 7,93 8,50 6,64
Водоизмещение полное, т 6100 8950 17850 21250 35400 -
45000 **
16280
Скорость, уз 15.6 14,7 15.8 17.5 18,0 17.5
Автономность, сут 90*** 90*** 120 120 130 120
Дальность плавания, мили 9000 16000 19000 22500 20000 20000
Численность экипажа
и экспедиции, чел.
89 139 239 307 348 212
Главные двигатели:       
тип
Дизель
9ДКРН 50/110
Дизель
9ДКРН 50/110
Дизель
6ДКРН 74/160
Дизель
8ДКРН 74/160-2
Турбина
ПТУ-ТС-2
Дизель
6ДКР11
42/136-10
мощность, кВт
3825 3825 6620 8826 13975 2x2850
Количество валов Одновальное с ВФШ Двухвальное
с ВРШ
Мощность электростанции, кВт 1500 2490 3600 4200 7500 6400
Холодопроизводнтельность,
тыс. ккал/ч
720 1150 1800 3300 5700 3200
Количество ярусов корпуса 1-нос,
3-корма
4 5 5 4 4
Количество
непроницаемых отсеков
7 7 15 13 10 13
Балласт, т:       
твердый
0 1230 1560 0 0 0
постоянный жидкий
209 377 0 1209 9500 160
жидкий принимаемый
975 0 0 993 10790 0
Судно, положенное
в основу создания
Лесовоз Лесовоз Сухогруз Сухогруз Танкер Новый спец.
спроектир.
корпус

  *) - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами, измеренное в плоскости КВЛ (см. тут)
 **) - включает массу постоянного жидкого балласта ок. 9600 т, необходимого для обеспечения мореходности при наличии высокорасположенных 4-х антенн диаметром 25 и 12 м.
***) - по запасам провизии

Судно "Моржовец" и однотипные суда "Боровичи", "Невель", "Кегостров" исключены из состава флота в 1990 г. СКС "Космонавт Владимир Комаров" сменило назначение и переоборудовано в аэрокосмический центр экологии в 1990 г.


Интенсивность рейсов судов СКИ ОМЭР в период 1967-94 гг >>

 


С более подробной информацией о флоте космической службы Вы можете ознакомиться на сайте НИС "Космонавт Георгий Добровольский".

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика