"Артефакт древней, более развитой цивилизации"

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Виктор Пацаев»

Сайт ветеранов флота космической службы

Подготовил видеоролик для для демонстрации в Пункте управления "Пацаева" (лаб.18). Там висит карта, но неживая. Предлагаю заменить её на монитор или ТВ и показывать этот ролик.

На нём - трасса посадки космического корабля на 1-м посадочном витке.

1. Как происходит посадка:

Для посадки выбирают один из трёх посадочных витков.
Обычно это 1-й посадочный виток. Видимо, потому, что на 2-м и 3-м разделение отсеков происходит над Европой (опасность падения несгоревших обломков?). Кроме того, торможение на 3-м витке происходит над Южной Америкой и его затруднительно наблюдать. На первом посадочном витке тормозная двигательная установка (ТДУ) включается над Южной Атлантикой. В этой точке (30°S 30°W) обычно и стояли наши суда.

2. Типичная циклограмма посадки, на примере корабля "Союз МС-02":

13:28:31 - включение ТДУ
13:33:09 - выключение ТДУ. Корабль сходит с орбиты
13:55:21 - разделение отсеков. Высота ~140 км
13:58:12 - вход спускаемого аппарата (СА) в атмосферу и аэродинамическое торможение. Кинетическая энергия СА преобразуется в тепловую, вокруг СА образуется плазма.
14:06:29 - срабатывание парашютной системы при снижении скорости СА до порядка сотен м/с. Высота ~10-11 км
14:21:05 - срабатывание твёрдотопливных тормозных двигателей и касание земли.
Итого от включения ТДУ до касания земли - ~50-55 минут.

У меня не получилось выдержать в ролике масштаб времени и скорость демонстрации, особенно - на участке работы парашютной системы. Думаю, это неважно.

Есть замечания? Присылайте.

UPD 12.07:
Обновление ролика. Комментарии для экскурсовода.

Какие важные параметры нужно снять с КА при торможении?
- время начала работы тормозной двигательной установки (ТДУ) и продолжительность её работы.
 
Почему так важно отследить торможение КА?
- от того, как отработает ТДУ, зависит точность посадки в заданном районе и соответственно - действия поисковой группы.  
 
Зачем на карте изображён АСК?
- обычная точка работы КЮГ или АСК - у берегов Ньюфаундленда. Там они могли отслеживать предпосадочные витки, невидимые с территории страны. Например, наблюдать расстыковку КА.
 
Какие другие важные события, невидимые НИПам, отслеживали корабли?
- включение и выключение разгонного блока, а также тангаж, рыскание и вращение КА, например автоматической межпланетной станции или геостационарного спутника, при выводе его с опорной орбиты на на более высокую - т.н. "второй старт". (См. http://niskgd.ru/pages/qa/tracemap_0002.png. Обратите внимание: 2, 3 и 4 включение разгонного блока не видны НИПам)
- работу двигателей КА при его маневрировании на орбите, например - при стыковке-расстыковке. Или предпосадочный манёвр, как у "Бурана", 1988 год, над Тихим океаном.
- работу космонавтов вне корабля, поддержание речевой связи ЦУПа с космонавтами.
- в особых случаях - приём телеметрии при приводнении КА. Например "Зонд-5" в 1969 г. и БОР-4 в 1982-83 гг, приводнились в Индийском океане.

UPD 16.07:
В сети есть карта - районы посадки кораблей "Союз".
Оказывается, существует вариант посадки корабля на 4-м посадочном витке.

 

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика